• image1
  • image2
  • image3 
  • image4 
  • image5 
  • image6 
  • image7 
  • image8 
  • image9 
  • image10
  • image11 
  • image12 

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС-терапия)

BOS

Биологическая обратная связь – это нелекарственный метод терапии различных заболеваний. С помощью специальных технических устройств, которые выполняют роль физиологического зеркала, человек в буквальном смысле может видеть или слышать свои физиологические параметры. Например: частота пульса, мышечное напряжение, выраженность ритмов головного мозга.

В процессе БОС – терапии пациент обучается целенаправленно управлять этими показателями, что в результате приводит к благоприятным изменениям функционирования различных систем организма.

В связи с тем, что метод БОС-терапии не имеет побочных эффектов и практически не имеет противопоказаний, он широко применяется в терапии самых различных нарушений у детей.

В нашем санатории реализуются следующие направления БОС-терапии:

· лечение невротических расстройств, внутренней психической напряженности;                                       

· терапия СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) у детей и подростков, который проявляется в неусидчивости, невнимательности, импульсивности;

· улучшение психологической адаптации (например, в школе), повышение психической устойчивости к стрессогенным факторам;

· лечение и реабилитация при болезнях легких у детей (бронхит, бронхиальная астма, пневмония и пр.), болезнях сердца (врожденный порок сердца, аритмия, ревматизм).

Минимальный возраст для занятий 5 лет.

СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) у детей

Неусидчивость, рассеянность, неспособность сосредоточиться на одном деле, быстрая потеря интереса к только что начатому занятию, забывчивость. И вдобавок к этому раздражительность, вспыльчивость и непослушность. Все это может быть симптомами СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Дети с СДВГ часто характеризуются низкой успеваемостью и «плохим» поведением в школе. К сожалению, учителя, родители и даже педиатры нередко принимают такое поведение за обычную детскую непослушность и плохой характер. Хотя в действительности все это является всего лишь следствием неврологических нарушений, которые нуждаются в коррекции и лечении. И основная обязанность родителей в этом случае – отвести ребенка к специалисту, чтобы он правильно диагностировал СДВГ и назначил лечение.

Симптомы СДВГ

  •  Гиперактивность. Эта патология проявляет себя чрезмерной двигательной активностью, суетливостью, беспокойством, «лишними», не вызываемыми необходимостью движениями, болтливостью, неспособностью усидеть на одном месте даже короткое время. В специальных исследованиях отмечается, что дети с СДВГ двигаются на 25-30% интенсивней, чем обычные.
  •  Сон у такого ребёнка обычно длится меньше нормального, движения продолжаются даже во время сна. Координация движений может быть нарушена, что выражается в несформированности праксиса и мелкой моторики. Праксис – это способность правильно выполнять последовательные, целенаправленные движения, необходимые для какого-то действия. Ребенок с СДВГ «забывает», в какой очерёдности нужно выполнять те или иные движения. Нарушение праксиса проявляются, в частности, в неспособности застегнуть пуговицы, завязать шнурки, правильно писать (дисграфия).
  •  Нарушение внимания . Характеризуется быстрым переключением интереса с одного объекта на другой, неспособностью удерживать внимание на одном вопросе. Снижена избирательность при выборе действия. Результатом нарушения внимания является неумение слушать, забывчивость, непоследовательность поведения. Дети часто теряют личные вещи, не любят заниматься тем, что требует повышенного внимания и сосредоточения. Однако если они занимаются своим любимым делом, то их поведение практически не отличается от поведения нормальных детей. Интересным для них делом они могут заниматься часами.
  •  Импульсивность. Заключается в необдуманных действиях, неспособности контролировать свои занятия. Импульсивный ребенок приступает к делу, не подумав о его последствиях, постоянно перебивает других при разговоре, говорит громко, чтобы привлечь внимание. Он способен встать и выйти из класса без разрешения. У таких детей часто меняется настроение (высокая эмоциональная лабильность).

 Чрезмерная двигательная активность импульсивных детей со временем (к подростковому возрасту) исчезает. Но дефицит внимания, быстрая смена настроения и другие проявления, касающиеся эмоционально-психической стороны, в большинстве случаев сохраняются. Исследования, проведенные Н. Н. Заваденко, свидетельствуют о том, что поведенческие нарушения у детей, которые в детстве страдали дефицитом внимания, сохраняются у половины взрослых, в 70% случаев – у подростков.

Как лечится синдром нарушения внимания и гиперактивности?

Лечение СДВГ предусматривает комплексное использование медикаментов, психотерапии и техники коррекции поведения. В процессах должны участвовать не только дети и их родители, но и учителя. Общий принцип лечения детей с гиперактивностью заключается в создании в школе и семье обстановки, которая благоприятна и комфортна для ребенка.

Из медикаментов используются стимуляторы центральной нервной системы (пемолин, сульфат декстроамфетамина, апоневрон, метилфенидат, сиднокарб). Благодаря им нормализация поведения может достигаться уже через несколько дней после начала терапии.

Недостатком психостимуляторов являются побочные эффекты – тревожность, раздражительность, подавленное настроение, плохой сон, иногда с кошмарами. Может снизиться аппетит, появиться дискомфорт и болевые ощущения в желудке. Реже отмечаются головные боли и головокружение. Обычно побочные действия в процессе дальнейшего лечения исчезают, но иногда требуется замена препарата.

Еще одним недостатком стимуляторов ЦНС является наличие лечебного эффекта ограниченное время, только во время приема лекарств. Когда их перестают принимать, симптомы СДВГ возвращаются. Кроме этого, не все пациенты способны на длительный строгий прием лекарств, даже если они не дают побочных эффектов.

БОС-терапия при лечении СДВГ

Технология БОС-терапии – отличная альтернатива приему психостимуляторов, прежде всего благодаря тому, что они не имеют побочных действий и дают долговременный эффект. БОС-тренинги заключаются в снятии физиологических параметров пациента, обработке их компьютерной программой и показе пациенту в виде аудио- и видеосигналов для того, чтобы он мог корректировать свое поведение.

Считывание параметров работы головного мозга производится с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ).

При БОС-ЭЭГ регистрируются альфа-, бета-, дельта- и тета-ритмы головного мозга. В зависимости от их характера подбирается оптимальный курс БОС-ЭЭГ-тренинга (активирующий или расслабляющий).

Технически БОС-терапия выполняется следующим образом. В определенных зонах головы устанавливаются датчики, которые снимают сигналы мозга и передают их для обработки специальной программе. Результаты обработки выводятся на экран монитора и аудиоустройства и используются пациентами для контроля и коррекции собственных эмоций и физиологических процессов. Продолжительность лечения составляет обычно 20–40 сеансов и зависит от конкретного вида СДВГ и общего состояния психоэмоциональной сферы (наличие расстройств поведения, депрессии).

Лечебный эффект проявляется, как правило, только после первых 8-10-ти процедур. Но это тоже зависит от состояния пациента. При гиперактивности и импульсивности необходимо большее количество процедур, чем при нарушении внимания, не сопровождающемся гиперактивностью. Лечение последней требует приобретения навыка правильного дыхания и расслабления. На это уходят обычно первые 10–15 сеансов.

Длительность тренингов для детей: для детей дошкольного и младшего школьного возраста варьирует от 6 до 10–14 минут, тренинг включает один или два этапа с короткими перерывами на отдых.

 Длительность курса: для тренинга «Повышение альфа ритма» оптимальное число занятий 15–25, для остальных — порядка 10. Частота проведения тренингов не реже двух раз в неделю, возможно каждый день.

БОС тренинг сочетается с другими видами лечения и коррекций, имеет очень мало противопоказаний. При необходимости можно включить в курс БОС тренинга несколько видов процедур.

Результаты:

- Коррекция состояния, заявленного в запросе или направлении

- Обучение саморегуляции, приобретение навыка саморегуляции

- Формирование нового, более эффективного контура нейронных связей, что может привести к оптимизации регуляторных механизмов ЦНС  (снижение возбудимости и т. д.)

- Профилактика

- Возможен определенный психотерапевтический эффект (достижение успеха в тренинге и повышение самооценки одновременно с терапевтическим нейрофизиологическим эффектом тренинга).

На базе нашего санатория разработана комплексная программа реабилитации для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с применением метода биологической обратной связи (БОС).